Жанр: Action Разработчик: Valve Software Издатель: Vivendi Games Издатель в России: Buka Entertainment Официальный сайт: www.half-life2.com Жанр: 3D Shooter Разработчик: Valve Software Издатель: Vivendi Universal Games Издатель в России: СофтКлаб Сайт игры: www.half-life2.com Системные требования: Processor 1200 MHz, 256 MB RAM, 64 MB Video, 4 GB HDD space Знаете, у замечательного писателя Замятина в его фантастическом романе «Мы» была великолепная фраза: «математически выверенное счастье». Не будем вдаваться в подробности её употребления, думаю, здесь и так всё понятно. Подумаем вот над чем. В современном контексте этот, с позволения сказать, слоган отлично вписывается в определение любого сиквела качественной игры. Разработчики не любят генетически модифицировать курицу, несущую золотые яйца, так как рискуют получить не ожидаемый потоковый выпуск платиновых яиц, а простой консервированной яичницы (а то и попросту яиц тухлых, которыми их же потом и закидывают - прим. Оракул). Гораздо проще идти проторёнными тропками. Сделать красивее, интереснее, динамичнее, но – то же самое. Любые новшества носят если не косметический, то уж точно реформационный характер. Никак не революцию. Так вот. Сегодня я воочию убедился в справедливости этого нехитрого постулата. Я увидел Half-Life 2. Позвони мне, позвони Прежде всего, позвольте мне упомянуть о том новшестве, которое просто должно быть освещено до начала собственно рецензии. Дело в том, что на этот раз Valve применила революционную систему авторизации игры: через Интернет. Для этого внутри коробки с HL2 лежит специальная наклейка и инструкция, при помощи которой вы должны воспользоваться известной системой Steam, с целью подтверждения легальности купленной вами игры. Теоретически, это должно было избавить общественность от гнусной деятельности флибустьеров. Не помогло. Прогулка по ближайшему радиорынку дала поразительный результат: море пиратской продукции, ни одной лицензионной копии. Продавцы уверяли, что версия полностью рабочая, и были правы. Учитывая несколько системных багов, а также тот факт, что при наличии лицензионной копии, игра автоматически будет закачивать вам все дополнения, можно говорить о том, что Steam - это не лучший выбор для модемной матушки-России. И этот город останется так же загадочно-любим. В нём пропадают... Итак. Нас по-прежнему зовут Гордон Фримэн, мы являемся немым (у вас ещё есть сомнения?) доктором наук, прославившимся в своё время тем, что участвовал в рискованном эксперименте по открытию портала в мир иной под названием Xen, что послужило, как нетрудно догадаться, причиной хаоса, поглотившего теперь всю планету. Земля являет собой сеть огромных городов-государств, с переменным успехом сражающихся с армиями монстров, пришедших на планету из другого измерения. В самих городах царит разруха и тоталитаризм, суровые охранники проводят репрессии и избивают всех любопытных, кушать нечего – и всё это под бравые лозунги о светлом будущем. Примечательно, что, очевидно, действие игры происходит где-то на территории нашей необъятной Родины (или там, где она раньше была - в современной обстановке очень трудно установить государственные границы): на одном из уровней мы отстреливаем полицейских на складе под названием «Техника», через некоторое время сражаемся с вертолётом в местечке «Порт-5», а один из повстанческих форпостов зовётся New Odessa. После сна с участием загадочного человека и парохода, скрывающегося под никнеймом G-Man, Гордон обнаруживает себя на поезде, прибывающем в City-17. И вот тут пятитонной махиной на наши головы обрушивается главный козырь игры: атмосфера. Она-то, родимая, и заставляет нас нырять в Half-Life 2 с головой, словно в чёрный омут опускаясь в мрачную красоту постапокалиптической действительности. Кропотливая работа левел-дизайнеров чувствуется во всём: большой пустой вокзал, обшарпанные стены, полицейские грубо пихают носильщика, женщина за КПП спрашивает, не было ли на поезде её мужа... В самом городе всё ещё мрачнее. Высится вдали огромная Цитадель ослепительно-голубой иглой, заставляющей столетние домишки стыдливо прижиматься к земле; с огромных экранов бывший администратор Black Mesa, дослужившийся теперь до руководящего поста, вещает о правильности политики вождей и счастье – для всех и даром; голодные горожане стоят в очереди за едой; на каждого жителя приходится по два полицейских и постоянно, постоянно щёлкают сканеры, проверяя личность каждого - вдруг изменник? От всего этого кружится голова, чувствуешь себя винтиком системы, тем самым, который уже разболтался и вот-вот вылетит, пустив величественный поезд лощёной лжи под откос мрачного, но правдивого и – чем чёрт не шутит – светлого будущего. Атмосфера создаётся за счёт сотен мелочей, незаметных на первый взгляд, но выполняющих воистину титаническую работу по созданию у игрока чувства, что всё это – на самом деле: птицы, взлетающие в облачное небо, многоэтажки с квартирами без дверей, но обязательно с телевизором, вещающим голосом великого Вождя, заколоченные окна, полицейские кордоны... Такие примеры можно приводить десятками и сотнями. Почувствовали размах? То ли ещё будет. Не буду перегружать ваше воображение дальнейшими эпитетами – на это лучше смотреть своими глазами. Королевство кривых Как ни ругают в последнее время Голливуд, а в этом местечке иногда делают действительно хорошие фильмы. Не обязательно шедевры, просто красивые картины, на которые стоит сходить, чтобы дать отдых воспалённому буднями мозгу. Так вот. Half-Life 2 напоминает именно такой фильм. Добротный, насыщенный действием, со здоровой долей триллера и интриги. С поправкой на специфику продукта, конечно. Никакой «генеральной линии» у действа, творящегося на экране, нет. Геноцид полиции в канализациях сменяется отстрелом зомби по тёмным углам, далее немедля следует ураганная гонка на багги, которую, в свою очередь, сменяет не менее ураганная перестрелка в полуразрушенной тюрьме. Картины сменяются перед глазами с разнообразием калейдоскопа, не давая заскучать ни на единую наносекунду. И решающую роль в создании у игрока ощущения просмотра качественного блокбастера играют всеми нами любимые скрипты. Игра фактически построена на них. Как по крику «Мотор!» на экран выбегают десятки статистов, готовых упасть под вашим огнём, рушатся в заранее заготовленных местах декорации, а где-то там, за съёмочной площадкой Far Cry демонстрирует чудеса искусственного интеллекта и реалистичного поведения. А нам тут всё равно. Здесь и сейчас мы не хотим, чтобы враги заходили со всех четырёх сторон и вызывали вертолёты по рации. Мы хотим, чтобы нам сделали красиво. Неважно, что нас ведут за ручку по сюжету, неважно, что реиграбельность игры стремится к нулю – мы получаем сильнейшие эмоции от того, что видим на экране. Ещё один немаловажный штрих к общей картине добавляет известный физический движок havok.com. Здесь этот моторчик служит далеко не только декоративным целям. В Valve решили, что раз уж пришлось лицензировать технологию, то надо использовать её возможности на полную катушку. Не раз и не два в игре вы встретите ситуации, когда нужно будет воспользоваться тем или иным законом физики (обычно это правило рычага), чтобы продвинуться дальше по сценарию. Более того, используя гравитационную пушку, можно поднимать особенно тяжёлые объекты и бросать их на приличную дистанцию. Понимаете, к чему клоню? Предметы повседневного (и не очень) обихода в HL2 превращаются в оружие. Убить зомби? Поднимите с пола бочку горючего и устройте маленький феервек! Оглушить полицейского? Вдарьте ему банкой краски по наглой физиономии! А если бить больше некого – поставьте друг на друга бочки и ящики, чтобы добраться в ранее недоступные места уровня. Кстати, пару слов об AI. Дело в том, что в львиной доле случаев его заменяют упомянутые выше скрипты. Без них враги способны только стоять и стрелять до полного исступления. А если не стоять, то подбегать вплотную. И стрелять. Если вы умудрились скрыться из поля зрения противника и отбежать на приличное расстояние – то будьте уверены, он и не вспомнит о вас. Впрочем, иногда полигонных человечков вдруг осеняет, что они призваны изображать homo sapiens. Тогда они начинают укрываться за препятствиями, кидают гранаты и стреляют издали. А потом просветление проходит и всё начинается по новой – встал столбом, открыл огонь. В том же Call of Duty искусственный интеллект как таковой практически отсутствует – но этого почти не заметно. Здесь же иногда бросается в глаза. Я вижу небо Признаюсь вам честно: слабый у меня компьютер. После релиза Doom III я всёрьёз подумывал: а запустится ли у меня HL2? Когда запустил игру, для начала поскромничал: разрешение 800х600, почти все настройки на минимуме. Тормоза – отсутствуют. Затем настройки стали средними (кроме, разве что, теней), а разрешение – 1024х786. Тормоза отсутствовали по-прежнему. В чём секрет? Всё просто. Разработчики не стали, подобно некоему Дж. Кармаку, уповать на высокие технологии и графику послезавтрашнего дня. Они сделали мудрее – графика в игре правдоподобна. И это достигается за счёт правильного использования существующих возможностей, а вовсе не количества полигонов на модель. Если оценивать графику по принципу «верю – не верю», то на скриншоте десантника из Doom III я верю, наверное, только в его руку. А в Half-Life 2 хочется верить во всё. Лица (ах, какие там лица!) не выглядят намазанными воском после посещения косметического салона – они покрыты неровностями и мелкими морщинками. Персонажи улыбаются и хмурятся, смотрят исподлобья и изображают ужас совсем как настоящие! Их хочется дружески похлопать по плечу и спросить: «Эх… Где ж вы раньше-то были, ребята!?». Текстуры прорисованы тщательно и с любовью, а вода выглядит как вода без всяких там трёхмерных текстур и пиксельных шейдеров. Музыка... обычно я не замечаю её в играх. Не раздражает – и хорошо. А здесь... Как всё звучит! При сражении с вертолётом играет бодренький мотив, битва в городе зомби пугает вкрадчивой и леденящей душу мелодией, заставляющей пугаться каждого шороха. Безумная гонка с пулемётами по пляжу врывается в сознание почти боевыми маршами. Да что там говорить... Внушает, и всё тут. А вы не бывали на Таити? Ставить HL2 меньше девятки – преступление. Мне всё равно, что это игра на один вечер, мне плевать на слабый AI и засилье скриптов. Какого, собственно, дьявола? Уверяю вас, играя в это вы не заметите недостатков. Не до того будет. Главное – не забыть про будильник, иначе придётся объяснять родственникам и начальнику, почему от вас двое суток – ни слуху ни духу. А в остальном – всё прекрасно. Да не затупится ваша монтировка!
|